«Без коровы нет деревни, без деревни нет России». Сергей Есенин
Помню, в голодном военном детстве мы, городская мелюзга, бегали по двору и кричали: «Корова, корова, дай молока! Сколько стоит? Три пятака!» Мы всем двором завидовали дистрофику Герке Воробьеву – ему полагалось 200 граммов молока ежедневно!
В Пермской области в 1941 году числилось 305 тысяч коров, 232 тысячи телят, 301 тысяча свиней, 776 тысяч овец и коз, 233 тысячи лошадей, в переводе на условные головы 900 тысяч голов. Но главней всего была все-таки корова с ее спасительным молоком. Поэтому массовый голод и эпидемии обошли уральский тыл. На колхозном рынке в Перми, что стоял на месте нынешнего технического университета, я, восьмилетний пацан, после войны покупал молоко от знакомых товарок, деловито взбалтывая четверть. Нет, не разбавляли: по стенке текло густо.
Спустя полвека после войны, к началу девяностых по молоку, мясу, яйцу, картофелю, овощам наша промышленная область выходила почти на полное самообеспечение. Но безграмотный рыночный абсурд отбросил агропромышленный комплекс края на 100 лет назад. Сегодня в крае осталось 109 тысяч коров, 168 тысяч телят, 217 тысяч свиней (из них 140 тысяч – свинокомплекс «Пермский»), около 10 тысяч коз, овец и лошадей. Ежегодно с пугающей стабильностью под нож идет 3-4 тысячи дойных буренок. В переводе на условные в крае осталась 291 тысяча голов, т. е. в 3,1 раза меньше довоенного уровня.
Из года в год сокращается поголовье коров в частном секторе. Старожилы помнят, что еще 30 лет назад частное стадо не уступало общественному. Встречать коров с пастбища выходила вся деревня, стар и млад. Дележ покосов превращался в яростный спор. За последние 20 лет поредело, а кое-где и совсем исчезло стадо деревенских коз, овец и буренок. Бывшие покосы заросли мелколесьем. А что взамен?
Цена продуктов животноводства от производителя до покупателя увеличилась в разы. Производится мало, продается потребителю неподъемно дорого при низком качестве и преобладании эрзацпродуктов. Как с горечью шутят специалисты: из одного литра молока делается 10 килограммов сметаны, заменители и вкусовые добавки преобладают в колбасных изделиях. О том, что одна часть мяса связывает шесть частей воды, знает любой переработчик. При этом именно вода является самым дешевым наполнителем в наших колбасах. Не отсюда ли пошло выражение «наколбасить», т. е. натворить нечто непотребное.
Пермяки расплачиваются за все это своим здоровьем и долголетием. Рекомендуемая, медицински обоснованная норма потребления молока и молокопродуктов на душу населения – 389 килограммов в год. Фактическое потребление в крае 237 килограммов, или 61 процент, мяса и мясопродуктов 74 килограмма в год, фактически 55,5 килограмма в год, или 75 процентов, яйцо – 290 штук, фактически 261 штука в год. Недостающие калории перекрываются картофелем в 1,5 раза и хлебопродуктами в 1,2 раза больше нормы. Примитивная, разбалансированная структура ненатурального, некачественного питания с раннего детства ведет к нарушениям обмена веществ, сбоям в гормональной и иммунной системах, сокращению продолжительности жизни пермяков. По этому показателю мы занимаем 50-е место среди 87 регионов России.
Классика организации и управления рекомендует в кризисных ситуациях определять главное звено, за которое можно вытащить всю цепь проблем. Таким решающим звеном для АПК края является молочно-мясное скотоводство, его прочная кормовая база, переход на новые промышленные технологии.
Примеры эффективного ведения молочного и мясного скотоводства в крае есть. Это СПК «Шерья» Нытвенского района, Агрофирма «Труд» Кунгурского района с дойным стадом в 1800 коров, с годовым надоем более 7000 килограммов на корову и еще два десятка передовых хозяйств. Именно они обеспечивают львиную долю общего валового производства натурального молока и поголовья телят.
Молоко и мясо, плюс семена трав – вот что сегодня «вытягивает» экономику хозяйств, даёт наибольшую прибыль.
Рентабельность сельскохозяйственного производства обеспечивают только высокие показатели продуктивности. В растениеводстве это урожайность зерновых не менее 20-25 центнеров, зеленой массы многолетних и силосных культур – 400-500 центнеров, или 5-6 тонн кормов искусственной сушки.
Кормовая база хозяйств должна обеспечить сбор в 30-40 центнеров кормовых единиц с гектара, заготовку в 30-35 центнеров кормовых единиц на условную голову скота. Только при этом возможны надои более 5-6 тонн молока в год на корову, среднесуточные привесы КРС не менее 800-900 граммов и высокая рентабельность производства. Почвенно-климатические условия даже на севере края позволяют получать такие урожаи при соблюдении классической агротехники.
Интенсивное ведение животноводства невозможно без высококачественных комбикормов, сбалансированных по всем питательным компонентам, витаминам и микроэлементам. Оно также невозможно без надежного ветеринарно-санитарного профилактического обеспечения, без современных молокоприемных и убойных пунктов, словом, без всего комплекса ведения интенсивного животноводства, без глубокой переработки сырья. Азбучные, казалось бы, истины, но все это пущено на самотек.
Сегодня в общем объеме суммы реализации сельхозпродукции края доля животноводства – 90 процентов, в
т. ч. 30 процентов – молоко. Необходимо учитывать, что корова и шлейф КРС есть производитель органических удобрений, улучшающих все агротехнические показатели пашни: её структуру, гумусный слой, влагоемкость почвы и
т. д. Без органики одна «химия» на 50 процентов будет работать вхолостую. Так что проблемы повышения плодородия пашни без коровы нам тоже не решить, тем более, что в крае не осталось практически другого скота. Всем понятно, что для здоровья промышленного населения городов края химиков, машиностроителей, нефтяников цельное натуральное качественное молоко и молочно-кислые продукты имеют первостепенное и наиважнейшее значение.
Давайте спасать корову – поистине уникальное животное. Иногда я задаю людям вопрос: почему у коровы молоко белое? Она ест зеленую траву, сено, силос, а молоко не зеленое, а белое. Белую окраску молоку придают соединения кальция, которого так много в молоке и который так необходим человеку с детства для развития костных тканей и в пожилом возрасте, когда наши кости становятся более хрупкими.
Поэтому так важны для сельскохозяйственных культур, для подкормки пастбищ органические и минеральные удобрения. Но даже если в кормах недостаточно кальция, корова насыщает им молоко за счет своего костяка. Корова в буквальном смысле жертвует собой и зачастую погибает от остеомаляции (размягчение и деформация костей), но не снижает уровень кальция в молоке.
А вы знаете, сколько спит корова? Могу спорить, не угадаете. Корова спит в сутки не более … 20 минут. Да, да! 15-20 минут. Ее уникальный 4-камерный желудок работает круглосуточно, как мощная фабрика по производству молока. Одна из камер желудка – рубец, имеет внутри тысячи особых ворсинок, которые постоянно перерабатывают поступающий корм. Так вот, представьте себе, что общая поверхность этой части желудка в десятки раз превышает его естественный объем.
Мы, как правило, лежа отдыхаем или спим. А корова лежа не спит, а работает. Посмотрите в ласковые, все понимающие большие лиловые глаза нашей коровы, и вы навсегда полюбите ее за безграничную верность человеку, за беспредельное терпение и доброту, ее жертвенную к нам любовь.
Но главным при этом все равно остается человеческий фактор – профессионализм и качество кадров, персонала животноводческих комплексов, ИТР и специалистов. А отсюда необходимость восстановления цепочки подготовки сельхозкадров – от агроклассов в школах, восстановления сельских ПТУ и техникумов до госсельхозакадемии и обязательной системы регулярного повышения квалификации руководителей и специалистов всех уровней.
Естественно, что кадровые проблемы не будут решены без капитального социального переустройства села. Только последовательный системно-комплексный подход, выстроенный на долгосрочную 10-15-летнюю перспективу, способен кардинально решить проблемы АПК.
Именно поэтому в основу научно обоснованной Концепции развития АПК Пермского края до 2020 года должна быть определена парадигма: опережающее развитие кормовой базы хозяйств, рост поголовья и продуктивности коров и КРС как локомотива развития АПК, гаранта обеспечения здоровья и долголетия населения Прикамья. Под это магистральное направление должны быть заложены главные программы, бюджетные поддержки, кредиты, субсидии, преференции и льготы для сельхозпроизводителей.
Авенир ГРАМОЛИН
Подписывайтесь на нашу страничку
ВКонтакте