РУСЬское артельное государство (igor_mikhaylin) wrote,
РУСЬское артельное государство
igor_mikhaylin

Category:

цитаты из литературы по прямой демократии - 1


1. АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ (СЕРЕДИНА V В. ДО Н.Э.)
http://www.yspu.yar.ru/hreader/2/?in=intro
Автор: доцент Т.Б. Перфилова, (c) 2003, ISBN 5-87555-434-7
Данное учебное пособие посвящено сущности и проблемам афинской демократии - первого в истории опыта создания демократического общественного устройства, первого образца "народовластия", в котором наиболее ярко и отчётливо проявились черты этой новой для античности формы государственного управления.
Имеются ссылки и цитаты из множества учебников и первоисточников. Недостаток – не отражение во введении наличия гос. Заказа от демократии Перикла на строительство и искусство, что в течение 15 лет доминирования Перикла привело к беспрецедентному развитию, наук, ремёсел, искусств (и флота)  в Греции. Что, впрочем, компенсируется наличием этой информации в других учебниках и первоисточниках, приведённых в пособии.
Достоинство – возможность прямого использования многолетнего организационного опыта прямой демократии,  успешно преодолевшего многочисленные проблемы прямой демократии.
 Возврат в оглавление
________________________________________       
Введение
________________________________________
I. Краткая характеристика источников, освещающих проблемы Афинской демократии в середине V в. до н.э.
________________________________________
II. Причины установления рабовладельческой демократии в Аттике в середине V в. до н.э.
________________________________________
а) Объективные причины.
________________________________________
б) Субъективные причины: политика Фемистокла, Кимона, Эфиальта.
________________________________________
в) Роль Перикла в установлении демократического строя в Аттике.
________________________________________
III. Органы государственной власти в Афинах середины V в. до н.э.
________________________________________
IV. Признаки демократии.
________________________________________
V. Ограниченность и уязвимость Афинской демократии
________________________________________
VI. Афины в 'век Перикла'
________________________________________
Заключение
________________________________________
Список источников и литературы
________________________________________   
Заключение
Самый блестящий в истории Афинского полиса период расцвета его культуры, экономики, политической активности демоса, военного могущества наступил после окончания греко-персидских войн, и он совпал с пятнадцатью годами бессменного лидерства главы "демократической партии", первого стратега Перикла. Во многом благодаря его усилиям в Афинах были доведены до логического завершения общественно-политические преобразования демократической направленности, начатые в VI в. до н.э.
Однако первой исторической опыт осуществления "народовластия" не был свободен от ошибок. Оппозиция внутри Афин, неблагоприятная внешнеполитическая ситуация (поражение от Спарты в Пелопоннесской войне) привели к кризису, а затем и быстрому перерождению демократии.
Уже во время Пелопоннесской войны, в 411 г. до н.э., после катастрофического поражения афинян в Сицилии, в Афинах произошёл государственный переворот. По решению народного собрания, т.е. официально и легально, демократический строй был заменён на олигархический.
После окончательного поражения Афин в Пелопоннесской войне, в 404 г. до н.э., при непосредственном участии спартанцев в Аттике была установлена "тирания тридцати", свергнутая спустя несколько месяцев. Хотя демократия в Афинах была вновь провозглашена, она являлась бледной тенью своей великой предшественницы - демократии середины V в. до н.э. Даже введение платы за посещение народного собрания (чтобы пробудить политическую активность демоса, погружённого в заботы о выживаемости после разрушения хозяйства Аттики) не могло скрыть за лозунгами демократии истинного лица тех политических лидеров, которые отныне реально распоряжались всей государственной властью. Их беспринципность и продажность проявлялись в преступных сговорах то с персами, то со спартанцами, в борьбе с вождём фиванской демократии Эпаминондом, во вновь начавшейся кампании ограбления союзников - членов Второго Афинского морского союза, которая привела к очередной войне - Союзнической - закончившейся новым поражением афинян.
Век демократии, таким образом, оказался очень коротким. Это был наименее жизнеспособный в условиях античности режим государственной власти.
Некоторые причины его неизбежного перерождения и гибели указаны в приводимом ниже фрагменте статьи Л. Маринович и Г. Кошеленко. Выводы, сделанные этими авторами, дополняют материалы наших с вами совместных обсуждений, посвящённых ограниченности и уязвимости афинской демократии.
Л. Маринович, Г. Кошеленко. Уроки античной демократии. Указ. изд. С. 321-323.
В Афинах IV века прямая демократия начала изживать себя. Она была совершенно неизбежным этапом и прекрасно работала на первых порах существования полиса, но в условиях резко усложнившейся жизни, как внутренней, так и международной, она перестала отвечать им. Сейчас требовалось постоянное и, желательно, профессиональное руководство политикой полиса. Руководить, опираясь только на здравый смысл массы, было уже невозможно. Примечательно, что кризис прямой демократии начал ощущаться впервые именно в Афинах, том полисе древней Греции, который имел свои интересы в различных частях Эгейского моря, и, соответственно, вёл действительно большую политику и который обладал наиболее сложной внутренней структурой среди греческих полисов. Прямая демократия полностью отвечала условиям простой "республики крестьян", но оказалась недееспособной при усложнившейся жизни.
...Необходимо обратить особое внимание ещё на одно обстоятельство. Прямая демократия по своей природе не может признавать принципа разделения властей. Тем самым демократический строй теряет значительную часть своей устойчивости, поскольку ошибки в принятии решений почти невозможно блокировать. Характерно, что афиняне осознали этот недостаток своей системы и в течение IV века усложнили конституцию. Мы знаем, что после примерно 355 года Народное собрание практически отказалось от своих функций верховного суда, целиком передав их в дикастерию. Народное собрание также отказалось от своих конкретных законодательных функций, передав их коллегии номофетов и оставив за собой только принципиальное решение вопроса о необходимости пересмотра того или другого закона. Однако эти нововведения не свидетельствуют о создании системы разделения властей. Все эти решения имели прекарный характер и в любой момент могли быть отменены волею Народного собрания. Традиционное полисное начало сохраняло свою силу, и поэтому шаги в сторону создания системы разделения властей нельзя считать собственно созданием этой системы.
Приведённые выше примеры показывают также, что прямой демократии свойственен был принцип абсолютной правоты большинства и, соответственно, полное отрицание каких-либо прав меньшинства.

2. ПРЯМАЯ ДЕМОКРАТИЯ В ПОРТО АЛЕГРО

http://razam.by.ru/n11/6.html
В феврале 2001 и феврале 2002 гг. столицей Мирового Общественного Форума стал город Порто Алегро, столица бразильского штата Рио Гранде де Сул, так как правящее в нём левое крыло Партии Рабочих (ПР) проводит там уже несколько лет необычный эксперимент - вводит систему непосредственной и прямой демократии в самоуправление городом. Приведённая ниже статья, в которой описывается история и механизм этого эксперимента, появилась в "Новом Популярном еженедельнике" от 13 сентября 1998 года. В октябре 1998 года Оливио Дутра, бывший первый мэр Порто Алегро с платформы ПР, был избран губернатором штата Рио Гранде де Сул, а Мигуэль Россетто, деятель Социалистической Демократии (СД, фракции в ПР) - вицегубернатором. Они начали проводить прямую демократию в управлении целым штатом.
...
Главной опорой партии в Порто Алегро были хорошо организованные в профсоюзы рабочие круги, а также общежитская молодёжь из двух самых крупных университетов штата, но успех партии на выборах был решён в первую очередь голосами городской бедноты.
..
Как только был наведён порядок, доходы с налогов выросли на 140%.
...
В каждом районе начали регулярно собирать народные собрания. Кроме 16 территориальных собраний было создано 5 общегородских отраслевых собраний. Они занимаются: первое - образованием, культурой и свободным временем, второе - здравоохранением и социальным обеспечением, третье - хозяйственным развитием города, четвёртое - городским транспортом и уличным движением, а пятое - организацией и планированием развития города, публичными пространствами и охраной природы. Вместе с народным советом, в который входили делегаты от всех собраний, они обеспечивали реальное влияние масс на структуру бюджета города и использование бюджетных средств в соответствии с их нуждами. Развитие прямой и непосредственной демократии позволило принципиально перераспределить публичные инвестиции в пользу беднейших социальных слоёв и беднейших окраин.
...
Опросы общественного мнения показывают, что 80% жителей считают новую форму демократии "хорошей вещью", и это вопреки всемогущим медиа. "Три ежедневные газеты, издающиеся в Порто Алегро, а также местные теле- и радиостанции хранят полное молчание - если не считать враждебных первых статей - о реалиях опыта, которые на самом деле должны быть для них предметом исследований и обширных репортажей. Они даже не подают информации о датах и местах собраний, которые происходят в разных районах города", - говорит Кассен.
...
Каждое районное и тематическое собрание также выбирает своих представителей - форум делегатов, насчитывающий до 30 человек. Мандат делегата действителен на 1 год и может быть возобновлён только 1 раз. В мае каждый форум делегатов определяет приоритеты и соподчиняет потребности в работе и услугах. В июне и в первой половине июля на собраниях выбираются представители, которые будут заседать в Совете Активного Бюджета, называемого также Народным Советом. В имеющий 47 мест Совет входят по два демократически избранных представителя от территориальных и отраслевых собраний, три представителя городской администрации и также по одному представителю профсоюзных организаций, управления города и Союза Обществ Жителей Порто Алегро. За работу в Совете получают вознаграждение и после можно быть избранным на неё опять только 1 раз. Это противодействует профессионализации управляющих, и, благодаря их ротации, обеспечивает увеличение числа опытных общественных деятелей.
...
С половины июля кабинет планирования администрации города работает над проектом бюджета на следующий год на основе постановлений, принятых на собраниях, а также бюджетных директив, принятых народным советом, и касающихся использования и распределения всех ресурсов мэрии, а также всех приоритетных инвестиций. В то же время сам совет проходит обучение в отрасли городских финансов, а потом оценивает два предложенных ему по очереди проекта бюджета и под конец сентября принимает бюджет. Собрания совета проходят два раза в неделю. В течении последующих трёх месяцев совет работает над проектами директивных планов, разработанных на основе бюджетного положения через технические группы и секретариаты администрации города, а в конце года принимает план инвестиций.
...
В этом городе, под управлением администраций Партии Рабочих, существует тем не менее парадоксальная ситуация. Администрация города, конституционное учреждение, не управляет при поддержке конституционного учреждения парламентской демократии, каковой является городской совет, а, опираясь на неконституционную систему учреждений прямой и непосредственной демократии, которая состоит из народных собраний и народного совета. В этом укладе городская администрация, в которой большинство составляют правые, не участвует в принятии бюджета, а значит, не имеет влияния на основной рычаг власти. Как подчёркивает Кассен, в этом городе легальность городского совета постоянно сталкивается с полномочиями, какие в глазах масс имеют народное собрание и народный совет. Рауль Понт объясняет в связи с описанной процедурой разработки и принятия бюджета: "Оппозиционные правители констатируют факт существования этих методов и в по этому поводу проходят политические и идеологические дебаты. Даже в лоне Партии Рабочих некоторые деятели отстаивали раньше взгляды, что активный бюджет должен выть легализирован (т.е. должен передаваться на принятие городской администрации), однако теперь уже редко слышны такие голоса. При поддержке народного движения партия постановила вместе с советом города, что бюджет не будет приниматься городской администрацией. В ПР нет согласия по вопросу нашего опыта, его ограничения и момента, в котором необходимо будет вообще порвать с представительной демократией. Это вопросы, на которые мы фактически не знаем ответов. Я считаю, что (прямая и непосредственная демократия) может полностью заменить классические учреждения буржуазных демократий и мы должны к этому стремиться". По мнению префекта Понта реализация этого стремления зависит от того, как будет развиваться самосознание и личная самостоятельная активность широких кругов рабочих и городской бедноты.
Збигнев Мартин Ковалевский

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЯМАЯ ДЕМОКРАТИЯ»
Адрес страницы: http://www.ecom-info.spb.ru/publications/index.php?id=565

По материалам доклада, представленного автором в июне 2006 на семинаре в Петербурге. Публикуется с разрешения автора.
Понятие прямой демократии может быть интерпретировано различным образом, поэтому, прежде всего, необходимо дать точное определение этого понятия.
Современное понятие прямой демократии отличается от классических представлений. В настоящее время «прямая демократия» означает, что граждане имеют право принимать прямое участие в  выработке решений по ключевым вопросам посредством общенародного голосования, – как по своей собственной инициативе, так и вследствие исполнения обязательных положений Конституции, т.е. независимо от желания правительства или парламента.
Это определение содержит в себе первый критерий прямой демократии: прямая демократия действует в отношении решений по ключевым вопросам, а не в отношении отдельных личностей. Таким образом, право на прямые выборы представителей граждан и право их отзыва (например, прямые выборы мэров или президента) не являются проявлением прямой демократии.
Второй обязательный критерий можно сформулировать следующим образом: прямая демократия наделяет граждан властью, а ее процедуры направлены на разделение властных полномочий. Разделение полномочий обычно означает, что определенное количество граждан (численность группы должна быть определена законом) может инициировать процедуру прямой демократии независимо от желания исполнительной или законодательной власти. Этот критерий означает, что плебисциты, т.е. процедуры общенародного голосования, которые могут быть инициированы не гражданами, а исключительно властными институтами, также не имеют отношения к прямой демократии. В соответствии с данным определением, различие между плебисцитами и референдумами является базовым для понимания сущности прямой демократии. Зачастую это различие не учитывается, что приводит к взаимному непониманию сторон при обсуждении проблем прямой демократии.
Используя эти два критерия, можно определить различия между процедурами участия в политической жизни на основе принципов прямой демократии и непрямой демократии:
….
Положения законов и подзаконных актов могут существенно ограничить и даже свести на нет возможности, в принципе предусмотренные Конституцией. Как сказал Ханс Урс-Вили, глава Отдела по политическим правам Федерального правительства Швейцарии: “Когда речь заходит о правах граждан, важно обращать внимание на то, что написано мелким шрифтом”.
Рольф Бюхи, Институт инициатив и референдумов в Европе


Tags: литература, прямая демократия, ссылки, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments