Славянские народы занимают на земле больше места, чем в истории, – писал в свое время немецкий писатель и мыслитель Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803). С тех пор прошло более 200 лет, а "белых" пятен в истории славян осталось ничуть не меньше, наоборот, некоторые страницы прошлого либо умышленно замалчиваются, либо сознательно искажаются. Одна из таких страниц – история части русского народа – руснаков, исконно проживающих на территории Молдавии, Румынии и Буковины и внесших весомый вклад в создание и становление средневекового Молдавского княжества, а так же в формирование молдавского народа и самобытной молдавской культуры.О том, что волохи "явились на берега Прута, нашли там еще многих россиян и поселились между ими на реке Молдове" писал еще Н. М. Карамзин в своей "Истории государства Российского". "Язык наш до самого XVII века был не только церковным, но и судебным, как-то свидетельствуют подлинные грамоты Молдавских господарей".В молдавских господарских грамотах конца XIV в. встречаются имена бояр Яцко, Стецко, Гренько.Воскресенская и Новгородская летописи перечисляют список русских городов, составленный примерно в конце XIV – начале XV в.: А се имена всем градом рускым, далним и ближним:На Дунаи: Видычев град, о седми стенах каменных; Мдин. И об ону страну Дунаа: Тернов, ту лежит святаа Пятница. А по Дунаю: Дрествин, Дичин, Килиа. А на усть Дунаа: Новое село, Аколякра. На море: Карнн, Каварна. А на сеи стороне Дунаа, на усть Днестра над морем: Белгород, Черн, Яськыи торг на Пруте реце, Романов торг, Романов торг на Молдове, Немечен в горах, Корочюнов камень, Сочава, Серет, Баня, Чечюн, Коломыя, Городок на Черемоше. На Днестре Хотен".Авторы "Истории Молдавии. Т.1", выпущенной в 1951 г., констатировали, что молдавский народ получил в наследство от Киевской и Юго-западной Руси более 20 городов с развитым ремеслом, торговлей, богатыми материальными и культурными ценностями.В XIV столетии край Днестровского побережья носил название Россовлахии, что указывает на присутствие довольно значительного русского населения.Как писал Яков Головацкий, один из выдающихся деятелей галицко-русского возрождения конца XIX в.: Русь стояла всегда в дружеских отношениях к единоверному Румынскому народу и его воеводам, имея торговые и другие сношения с ними. Большая половина Буковины и значительная часть Молдавского воеводства населены были сплошно русским народом; язык русский был деловым, правительственным и придворным языком Молдавии..Этот братский союз между единоверными Румынами и Русскими продолжался непрерывно до конца XVII столетия".Несмотря на то, что Бесарабия вошла в состав России в 1812 г., в канцелярии губернатора и в ученых кругах мало кто подозревал о существовании на этой территории прямых потомков древнерусского населения, по крайней мере, до второй половины XIX в.Список населенных мест Российской империи. Бессарабская область, Афанасьев-Чужбинский А. С. Поездка в Южную Россию. Очерки Днестра, Защук А. И. Материалы для географии и статистики России. Собранные офицерами генерального штаба. Военное обзрение Бессарабской области, – далеко не полный перечень работ, увидевших свет в во второй половине XIX в.Позже вышли исследования Нестровского П.А. Бессарбские русины. Историко-этнографический очерк,По русской Буковине,Соболевского А.И. О райках бессарабских (в брошюре "Русский народ, как этнографическое целое").О руснаках, проживающих в Австро-венгерской части Буковины писал писатель-эмигрант, знавший до 25 языков и занимавшийся этнографией славян, Василий Кельсиев в своих путевых письмах "Галичина и Молдавия", СП, 1868 г.Большая часть авторов называет русинов (руснаков) второй многочисленной группой населения, после молдован, в Бессарабской губернии, считает их коренными жителями и подчеркивает их отличие от малороссов и родство с руснаками австрийской части Буковины.Всего руснаков в северной Бесарабии было к 1907 г. около 250 тыс. человек.Петр Несторовский считал, что давно отрезанные от своих сородичей бессарабские русины успели превратиться в самостоятельную этнографическую единицу с довольно явственно обозначенной индивидуальностью. Также он указывает на отсутствие специального исследования о них в русской этнографической литературе.Буковинские и бессарабские руснаки, в отличие от русин Галичины и Угорской Руси сохранили свою исконную веру – православие.Интересное наблюдение о руснаках Буковины сделал Василий Кельсиев: "Там, где теперь сохранилось православие – а это в большей части Буковины – в церквах церковный язык произносится точно так же, как у нас, т. е. говорят: "Gospody" а не "Hospodi", говорят: "veruju", a не "viruju", – униат произносит церковные слова по южно-русски."По наблюдению Кельсиева, язык руснаков изо всех южнорусских наречий ближе к великорусскому.Кстати, подобное обстоятельство отмечал значительно позже и В. Мавродин в своей книге"Происхождение русского народа" (1978 г.). Известный русский этнограф А. С.Афанасьев-Чужбинский еще в середине XIX в. полагал, что говор руснаков весьма древний, неподдавшийся последующим переменам. Так, например возвратная частица ставится впереди глагола. Руснак говорит: ся смияти (смеятся), ся хвалити (хвалится), ся турбовати (беспокоится). Частица эта употребляется точно также и при спряжении: я ся насмеяв (я насмеялся), вин ся похвалив (он похвалился).В 60-е г. XIX в. в Бессарабию стало прибывать много руснаков из Буковины. Процесс этот не нашел отражение ни в украинской, ни в молдавской, ни тем паче в румынской историографии.Приход буковинцев в те годы был столь велик, что в канцелярии губернатора в 1867 году было заведено специальное дело "Об австрийскоподданых, пребывающих в Бессарабскую губернию в больших количествах".В том же, 1867 году, в апреле Новоселецкую таможню пересек в очередной раз мой прапрадед – Петр Прокопиевич Суляк. Тогда ему тогда было 26 лет и он устроился "служить работником в экономии князя Льва Кантакузина" в селении Высока Сорокского уезда.В конце 80-х г. в Метрических книгах Свято-Вознесенской церкви села Реча 1-ого округа Бельцкого уезда стало фигурировать много австрийскоподданых и сорокских мещан.Потомки этих людей до сих пор живут селе Булгак Рышканского района Республики Молдова.Согласно данным Анкеты редакции Молдавской Советской энциклопедии 1967 г., хутор, вначале называвшейся "Валя мыций" (Долина кошки) возник в 1865 г. В 1895 г. стал называться Булгак, так как возле села было (да и есть поныне) множество болотистых участков. А первым жителем фигурирует некий Суляк (мой прапрадед Петр Суляк (1840-15.10.1901 гг.) забредший сюда во время очередных скитаний по Бессарабии, а затем пришедший со своими соплеменниками из Буковины на постоянное жительство. Фамилии Паскал, Бирюк, Жалоба, Глинский, Грига и др. довольно часто встречаются в метрических книгах того времени.После освобожения Бессарабии в 1945 г. стала проводится украинизация местных руснаков.По данным на 10 ноября 1940 г. в с. Булгак проживало 400 жителей, все 400 – русские, в с. Свердияк (откуда родом моя бабашка – Анна Наклицкая) – 901 житель, 869 русских, украинцев – 0. По данным на 1 августа 1949 г. в с. Булгак – 342 жителя, из них – 249 украинцев и ноль русских, в с. Свердияк – 769 жителей, из них – 759 украинцы, русских тоже нет. Возникает вопрос куда могло "исчезнуть" такое количество русского население и откуда "понаехало" столько украинцев и как сие могло остаться вне поля зрения демографов и этнографов?Стали подменяться факты: "По переписи 1897 г. русины были причислены к украинцам и только 64 человека назвали себя русинами. В конце XIX в. русины Хотинского уезда включились в общий процесс этнической консолидации украинской нации в результате которого они утрачивали чувство принадлежности к этнической группе и приобретали общеукраинское сознание." Ну, во-первых, в материалах переписи не было национальности "украинец", такого названия в Российской империи в то время просто не существовало. Везде писалось "русские, в том числе великороссы, малороссы, белорусы". Кроме того, русины считали себя русскими и чтобы быть русскими им достаточно было просто записаться малороссами.Русин – древнее самоназвание населения Руси, сохранившееся до сих пор. Посмотрим текст договора князя Олега с греками 912 г.: "Аще хто убиетъ крестиянина Русин, или христианитъ Русина, да умрет, иде же створит убииство.. " В тексте договора, слово русин, обозначающее русских, приводится 7 раз.В Новгородской первой летописи старшего и младшего изводов приводится "правда рускаа", тоже встречается слово русин применительно к русским.Производное от слова Русь – русин вполне соответствовало тем языковым нормам. Ср.: Литва – Литвин (устаревшее, то же, что и литовцы) или слово немчин, которое встречается даже в русской литературе XVIII века.Руснак, в свою очередь, производное от слова русин, русский. Население Карпатской Руси издавно проживало в соседстве со словаками и поляками и самоназвание руснак возникло в противоположность полякам и словакам.Сколько руснаков проживает в республике Молдова сегодня, пожалуй, не скажет никто. Такая статистика никем и никогда не велась. В нашем крае распространена юго-западная ветвь восточнославянских фамилий с окончаниями -як, -ак, -ук, -юк, -ей.В ответ на мой запрос, Департамент информационных технологий Республики Молдова письмом. 02/5883 от 13 05. 2003 года информирует, что на территории республики состоит на регистрационном учете 4696 граждан с фамилией Руснак.Много сохранилось в Молдавии фамилий тех, кто пришел вместе с моим прапрадедом в конце XIX в. из Буковины: Суляк – 79 чел., Бирюк – 253 чел., Паскал – 2500 чел., Жалоба – 612 чел., Грушка – 612 чел., Фрай – 75 чел., Глинский – 221 чел, Пую – 984 чел., Грига – 71 чел, Наклицкий – 71 чел.Потомки руснаков причисляют себя к разным народам. Кто-то считает себя молдованином, кто-то – румыном, другие – украинцами. Но осталась значительная часть руснаков, которая несмотря на все попытки денационализации со стороны румын и Советской власти сохранила русское национальное самосознание и продолжает считать себя русскими, даже несмотря на "доводы" аганжированных ученых умов.Достоин сожаления тот факт, что бессарабским и буковинским руснакам не "нашлось" места в учебниках истории России и Молдавии. А ведь они это заслужили, что подтверждает вся более, чем тысячелетняя история этой малой части русского народа, которая смогла не раствориться и сохранить свою русскость.До сих пор старики в селах говорят: "Ну какие мы украинцы, мы – русские".Определение принадлежности к той или иной нации – дело сугубо добровольное и должно решаться каждым индивиуально, с учетом знаний истории своего Отечества и своего рода. Я для себя этот вопрос решил. Тысячу лет мои предки жили на окраине различных государств: Киевской Руси, Галицко-Волынского княжества, Золотои орды, Великого княжества Литовского, Польши, Венгрии, Молдавского княжества, Турции, Австро-Венгрии, Российской империи, Румынии, Советского Союза, но сумели сохранить русское этническое самосознание, русский язык и православную веру. И наш долг оставить своим потомкам то, что завещали нам наши пращуры.Руснаки, прямые потомки древнего русского населения Молдавии и русские, переселившиеся сюда значительно позже, нужны друг другу. Руснаки таким образом смогут сохранить себя, как часть русского народа, свою культуру и самобытность, а потомки великороссов смогут наконец, избавиться от навязанного им извне комплекса "пришельцев", который довлеет над ними все эти годы.
Источник