Не прошло и года, как снисходительные оценки этих ваших санкций со стороны российского руководства сменились вполне неприкрытой озабоченностью. К санкциям добавились и ощутимые поражения России на юридическом поле - все тот же иск акционеров ЮКОСа на 50 млрд, на которые накапало уже более миллиарда пеней, оказывается для России вещью в себе - отмахиваться от него уже невозможно.
Медведев сегодня заявил о том, что Россия вправе в ответ на аресты российского имущества принимать симметричные меры в отношении иностранных активов тех стран, которые и проводят эти аресты. Говоря иначе - в перспективы юридические в отношении дела ЮКОСа руководство уже не верит и намерено бороться, все больше переходя в политическое пространство.
Для России, которая полностью исчерпала все источники роста предыдущей модели вывоза сырья за рубеж, санкции опасны не только сами по себе, а еще и тем, что перекрывают возможности для структурных изменений, загоняя экономику в продолжение текущего существования. При этом последствия, хотя и не являются фатальными в каждый конкретный отрезок времени, но имеют тенденцию к накоплению. А что происходит, когда проблемы не решаются, а загоняются внутрь, понятно - итогом станет обвал. Когда он произойдет - не предскажет никто, но сам факт обвала нет смысла даже обсуждать.
Даже такой профессионал, как Медведев, начинает это понимать, но с предложениями у него туго. Это не часы переводить. Запущенная кампания по переводу всей территории страны в ТОРы выглядит примерно так же, как и всевозможные "Турецкие потоки" - рефлекторной и ситуативной. Когда уже нет времени предлагать что-то новое и серьезное, хватается любая попавшаяся идея и выдается за стратегически мудрое решение. Последствия никто не считает - да и зачем. Причем уже сейчас оказывается, что с ТОРами, мягко говоря, не все продумано - озвученная не так давно передача в аренду китайской компании "Хуаэ Синьбан" из провинции Чжэцзян 115 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий по цене 250 рублей за гектар в год принесет России доход за весь период целых 1,5 млрд. рублей. В год - 30 миллионов рублей. У нас один-единственный Сечин получает в год в два раза большую зарплату, скажем прямо.
ТОРы, как "Наш ответ Обаме" в такой конфигурации выглядят крайне бледно, но ничего другого творческая мысль уже не способна родить. Подходы остаются прежними - власти нужно разгрузить себя от расходов на население, передав его "резидентам ТОРов". При этом резидентам создаются предельно льготные условия - они освобождаются от таможенных сборов, налогов на землю, имущество, нулевые ставки НДПИ и на прибыль - только возьмите и володейте.
По сути, нынешняя власть стратегией на территории опережающего развития в подобном виде объявляет страну банкротом, начиная распродавать ее в розницу. Логика ТОРов в государственном разрезе может заключаться только в одном - если иностранные инвесторы будут приходить с технологиями, использовать российских специалистов, развивать современные производства в выбранных заранее секторах и отраслях. Впоследствии по окончанию аренды вся эта построенная инфраструктура должна оставаться на месте, переходить в российскую собственность и работать уже на страну. Даже дикари-бедуины из Саудовской Аравии еще сто лет назад сообразили, что только такой путь является единственно возможным в ситуации, когда нужно создавать современную экономику с низкого старта. Но мы - не дикари, мы цивилизованные люди, поэтому такой путь не для нас.
В существующем варианте ничего такого нет даже вблизи - не существует перечня таких секторов, производств - все заточено на срочную сдачу всего и вся. Что, собственно, и вынуждает сомневаться в заявленном смысле реформ. Учитывая же интеллектуальный уровень современного российского истэблишмента, можно даже не сомневаться - речь идет именно о самом неблагоприятном для страны решении и развитии событий.
Медведев сегодня заявил о том, что Россия вправе в ответ на аресты российского имущества принимать симметричные меры в отношении иностранных активов тех стран, которые и проводят эти аресты. Говоря иначе - в перспективы юридические в отношении дела ЮКОСа руководство уже не верит и намерено бороться, все больше переходя в политическое пространство.
Для России, которая полностью исчерпала все источники роста предыдущей модели вывоза сырья за рубеж, санкции опасны не только сами по себе, а еще и тем, что перекрывают возможности для структурных изменений, загоняя экономику в продолжение текущего существования. При этом последствия, хотя и не являются фатальными в каждый конкретный отрезок времени, но имеют тенденцию к накоплению. А что происходит, когда проблемы не решаются, а загоняются внутрь, понятно - итогом станет обвал. Когда он произойдет - не предскажет никто, но сам факт обвала нет смысла даже обсуждать.
Даже такой профессионал, как Медведев, начинает это понимать, но с предложениями у него туго. Это не часы переводить. Запущенная кампания по переводу всей территории страны в ТОРы выглядит примерно так же, как и всевозможные "Турецкие потоки" - рефлекторной и ситуативной. Когда уже нет времени предлагать что-то новое и серьезное, хватается любая попавшаяся идея и выдается за стратегически мудрое решение. Последствия никто не считает - да и зачем. Причем уже сейчас оказывается, что с ТОРами, мягко говоря, не все продумано - озвученная не так давно передача в аренду китайской компании "Хуаэ Синьбан" из провинции Чжэцзян 115 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий по цене 250 рублей за гектар в год принесет России доход за весь период целых 1,5 млрд. рублей. В год - 30 миллионов рублей. У нас один-единственный Сечин получает в год в два раза большую зарплату, скажем прямо.
ТОРы, как "Наш ответ Обаме" в такой конфигурации выглядят крайне бледно, но ничего другого творческая мысль уже не способна родить. Подходы остаются прежними - власти нужно разгрузить себя от расходов на население, передав его "резидентам ТОРов". При этом резидентам создаются предельно льготные условия - они освобождаются от таможенных сборов, налогов на землю, имущество, нулевые ставки НДПИ и на прибыль - только возьмите и володейте.
По сути, нынешняя власть стратегией на территории опережающего развития в подобном виде объявляет страну банкротом, начиная распродавать ее в розницу. Логика ТОРов в государственном разрезе может заключаться только в одном - если иностранные инвесторы будут приходить с технологиями, использовать российских специалистов, развивать современные производства в выбранных заранее секторах и отраслях. Впоследствии по окончанию аренды вся эта построенная инфраструктура должна оставаться на месте, переходить в российскую собственность и работать уже на страну. Даже дикари-бедуины из Саудовской Аравии еще сто лет назад сообразили, что только такой путь является единственно возможным в ситуации, когда нужно создавать современную экономику с низкого старта. Но мы - не дикари, мы цивилизованные люди, поэтому такой путь не для нас.
В существующем варианте ничего такого нет даже вблизи - не существует перечня таких секторов, производств - все заточено на срочную сдачу всего и вся. Что, собственно, и вынуждает сомневаться в заявленном смысле реформ. Учитывая же интеллектуальный уровень современного российского истэблишмента, можно даже не сомневаться - речь идет именно о самом неблагоприятном для страны решении и развитии событий.