Качественные показатели образования
Кроме количественных показателей не менее важными представляются ещё и качественные характеристики.
В начале прошлого века в Российской империи нормой, приходящейся на одну школу, считалось 50 учеников. Если школа переполнялась, то либо в другом селе, либо рядом со старой должна была строиться новая. Бывали, надо отметить, и двухкомплектные школы.
Основная проблема подобных стандартных заведений была, в частности, в том, что при болезни или временном отсутствии учителяработа учебного заведения полностью прекращалась в связи с невозможностЬЮ хоть какой-либо замены педагога.
Господствующая концепция роста инфраструктуры, в которой основной упор делался на земские и церковноприходские школы, часто необеспеченные даже самым необходимым — подготовленными преподавателями и помещением, - очевидно присутствовала и в масштабах всей страны и по отдельным губерниям [i]. Возможность экономии на эксплуатационных издержках (отопление, ремонт, освещение и т. п.) вообще властями не рассматривалась, поскольку эти расходы просто переваливались на само население.
Впрочем, и с помещениями были огромные проблемы. Впервые вопрос их острой нехватки поднимался в 1908 году. Но, несмотря на различные ухищрения правительств (создание государственно-частных фондов, программ софинансирования и пр.), к 1914 году ситуация с нехваткой школьных помещений оставалась очень и очень острой. Например, в указанном году треть всех школ Западносибирского учебного округа так и не имела никаких собственных помещений [ii].
Не менее остро стояла проблема и с квалифицированными педагогами.
Таблица 14. Образовательный ценз учителей начальных школ к общему числу (%) [iii].
Год |
Город |
Село |
||||
начальное |
среднее |
высшее |
начальное |
среднее |
высшее |
|
1911 |
21,7 |
75,2 |
3,1 |
50,4 |
49,7 |
0,1 |
1920 |
14,3 |
78,6 |
7,1 |
31,6 |
67,5 |
0,9 |
Нехватка квалифицированных педагогов сказывалась и на таком показателе, как общая продолжительность начального обучения. Слабая подготовка преподавательского состава начальной школы не позволяла увеличить сроки обучения с расширением базовой учебной программы.
Сказывалось это и на качестве образования.
Низкий уровень и падение качества образования отмечало и Министерство народного просвещения. В циркуляре от 26.10.1912 года «О мерах к устранению упадка в средней школе» было прямо заявлено об ухудшении уровня грамотности учащихся. Речь шла как о правописании, так и об умении учащихся излагать свои мысли и самостоятельно составлять предложения[iv]. И это, надо заметить, в средних учебных заведениях, а не начальных школах!
В Российской империи в то время действовало 161 учебное заведение, готовящее преподавателей начальных школ с 14439 учащимися [v].
Для сравнения, в СССР в 1924 году действовало уже 178 педагогических техникумов с 29589 учащимися [vi]; в 1930 -439 с 89622 учащимися. При этом потребность советским правительством оценивалась в 19000 человек, а техникумы могли дать только 8,4 тыс. человек в год.
О каком всеобщем обучении в дореволюционной России вообще могла идти речь при подобном отношении к подготовке кадров?
Итак, система образования, существовавшая в Российской империи была не в состоянии дать начальное образование огромной массе населения. Не менее важен тот факт, что продолжительность учёбы в начальной школе в России была гораздо ниже, чем в развитых странах тог
о времени, наряду с многократно более узким охватом.
Попытки реформирования, предпринятые П. Н. Игнатьевым отечественного образования в 1915-16 годах полностью провалились. Деятельность министра была открыто «объявлена антигосударственно»[vii], что привело его к отставке 28.12.1916 года [viii].
Вообще государственная политика в области развития образования и просвещения в годы правления Николая II больше напоминает постоянное метание между реформаторами и реакционерами, чем какое-либо осознанное стратегическое направление деятельности.
Лучшую характеристику по этому поводу дал профессор А. Н. Поздняков:
«Он готов был идти и шёл на определённые нововведения, но которые бы не затрагивали основ существовавшего порядка. Николай II становился фактически тормозом на пути развития системы образования, в которой в одинаковой степени должны были быть заинтересованы и общество и государство» [ix].
Однако ни в коем случае нельзя считать это время и «абсолютно чёрной дырой». Именно в эти момент, пускай, непоследовательно и ощупью, но искались, находились и применялись те принципы воспитания и обучения, которые легли в основу самобытной русской школы, расцветшей уже в советское время и позволившей в кратчайшие сроки не только догнать, казалось, недогоняемый в техническом плане Запад, но и обогнать его как в плане технологий, так и науки.
---------
i О. Б. Гач. Развитие общего образования в Западно-Сибирском учебном округе в конце XIX – начале XX века // Вестник ТГПУ / Вып. 13 (115). Томск. 2011. С. 30.
ii О. Б. Гач. Развитие общего образования в Западно-Сибирском учебном округе в конце XIX – начале XX века // Вестник ТГПУ / Вып. 13 (115). Томск. 2011. С. 30-31.
iii Е. А. Котомкина Из истории народного образования в России 1917-1933 гг. Тверь: Лилия Принт. 2002. С. 22
iv Г. Н. Козлова Отечественная средняя школа как воспитательное учреждение (конец XIX - начало XX в.) // Педагогика №4 2001 С.79-80
v Россия 1913 год: статистико-документальный справочник. С.330
vi Е. А. Котомкина Из истории народного образования в России 1917-1933 гг. Тверь: Лилия Принт. 2002. С. 41.
vii С. И. Беленцов Педагогические факторы общественной нестабильности и юношеского радикализма в России во второй половине XIX – начале XX веков. Курск 2005 С. 127.
viii М. В. Богуславский Реформы российского образования XIX—XX вв. как глобальный проект // Вопросы образования. 2006. №3. С. 16.
ix А. Н. Поздняков Власть, общество и школьные реформы в России. (конец XIX – начало XXI веков). Саратов. 2005. С. 33.