РУСЬское артельное государство (igor_mikhaylin) wrote,
РУСЬское артельное государство
igor_mikhaylin

Category:

Хруст французских булок и народное образование (Часть 4)

Оригинал взят у hamster_96 в Хруст французских булок и народное образование (Часть 4)

Качественные показатели образования

Кроме количественных показателей не менее важными представляются ещё и качественные характеристики.

В начале прошлого века в Российской империи нормой, приходящейся на одну школу, считалось 50 учеников. Если школа переполнялась, то либо в другом селе, либо рядом со старой должна была строиться новая. Бывали, надо отметить, и двухкомплектные школы.


Основная проблема подобных стандартных заведений была, в частности, в том, что при болезни или временном отсутствии учителяработа учебного заведения полностью прекращалась в связи с невозможностЬЮ хоть какой-либо замены педагога.


Господствующая концепция роста инфраструктуры, в которой основной упор делался на земские и церковноприходские школы, часто необеспеченные даже самым необходимым — подготовленными преподавателями и помещением, - очевидно присутствовала и в масштабах всей страны и по отдельным губерниям [i]. Возможность экономии на эксплуатационных издержках (отопление, ремонт, освещение и т. п.) вообще властями не рассматривалась, поскольку эти расходы просто переваливались на само население.

Впрочем, и с помещениями были огромные проблемы. Впервые вопрос их острой нехватки поднимался в 1908 году. Но, несмотря на различные ухищрения правительств (создание государственно-частных фондов, программ софинансирования и пр.), к 1914 году ситуация с нехваткой школьных помещений оставалась очень и очень острой. Например, в указанном году треть всех школ Западносибирского учебного округа так и не имела никаких собственных помещений [ii].

Не менее остро стояла проблема и с квалифицированными педагогами.

Таблица 14. Образовательный ценз учителей начальных школ к общему числу (%) [iii].


Год

Город

Село

начальное

среднее

высшее

начальное

среднее

высшее

1911

21,7

75,2

3,1

50,4

49,7

0,1

1920

14,3

78,6

7,1

31,6

67,5

0,9


Нехватка квалифицированных педагогов сказывалась и на таком показателе, как общая продолжительность начального обучения. Слабая подготовка преподавательского состава начальной школы не позволяла увеличить сроки обучения с расширением базовой учебной программы.

Сказывалось это и на качестве образования.

Низкий уровень и падение качества образования отмечало и Министерство народного просвещения. В циркуляре от 26.10.1912 года «О мерах к устранению упадка в средней школе» было прямо заявлено об ухудшении уровня грамотности учащихся. Речь шла как о правописании, так и об умении учащихся излагать свои мысли и самостоятельно составлять предложения[iv]. И это, надо заметить, в средних учебных заведениях, а не начальных школах!

В Российской империи в то время действовало 161 учебное заведение, готовящее преподавателей начальных школ с 14439 учащимися [v].

Для сравнения, в СССР в 1924 году действовало уже 178 педагогических техникумов с 29589 учащимися [vi]; в 1930 -439 с 89622 учащимися. При этом потребность советским правительством оценивалась в 19000 человек, а техникумы могли дать только 8,4 тыс. человек в год.

О каком всеобщем обучении в дореволюционной России вообще могла идти речь при подобном отношении к подготовке кадров?

Итак, система образования, существовавшая в Российской империи была не в состоянии дать начальное образование огромной массе населения. Не менее важен тот факт, что продолжительность учёбы в начальной школе в России была гораздо ниже, чем в развитых странах тог
о времени, наряду с многократно более узким охватом.

Попытки реформирования, предпринятые П. Н. Игнатьевым отечественного образования в 1915-16 годах полностью провалились. Деятельность министра была открыто «объявлена антигосударственно»[vii], что привело его к отставке 28.12.1916 года [viii].

Вообще государственная политика в области развития образования и просвещения в годы правления Николая II больше напоминает постоянное метание между реформаторами и реакционерами, чем какое-либо осознанное стратегическое направление деятельности.

Лучшую характеристику по этому поводу дал профессор А. Н. Поздняков:
«Он готов был идти и шёл на определённые нововведения, но которые бы не затрагивали основ существовавшего порядка. Николай II становился фактически тормозом на пути развития системы образования, в которой в одинаковой степени должны были быть заинтересованы и общество и государство» [ix].

Однако ни в коем случае нельзя считать это время и «абсолютно чёрной дырой». Именно в эти момент, пускай, непоследовательно и ощупью, но искались, находились и применялись те принципы воспитания и обучения, которые легли в основу самобытной русской школы, расцветшей уже в советское время и позволившей в кратчайшие сроки не только догнать, казалось, недогоняемый в техническом плане Запад, но и обогнать его как в плане технологий, так и науки.


---------

i О. Б. Гач. Развитие общего образования в Западно-Сибирском учебном округе в конце XIX – начале XX века // Вестник ТГПУ / Вып. 13 (115). Томск. 2011. С. 30.

ii О. Б. Гач. Развитие общего образования в Западно-Сибирском учебном округе в конце XIX – начале XX века // Вестник ТГПУ / Вып. 13 (115). Томск. 2011. С. 30-31.

iii Е. А. Котомкина Из истории народного образования в России 1917-1933 гг.  Тверь: Лилия Принт. 2002. С. 22

iv Г. Н. Козлова Отечественная средняя школа как воспитательное учреждение (конец XIX - начало XX в.) // Педагогика №4 2001 С.79-80

v Россия 1913 год: статистико-документальный справочник. С.330

vi Е. А. Котомкина Из истории народного образования в России 1917-1933 гг.  Тверь: Лилия Принт. 2002. С. 41.

vii С. И. Беленцов Педагогические факторы общественной нестабильности и юношеского радикализма в России во второй половине XIX – начале XX веков. Курск 2005 С. 127.

viii М. В. Богуславский Реформы российского образования XIX—XX вв. как глобальный проект // Вопросы образования. 2006. №3. С. 16.

ix А. Н. Поздняков Власть, общество и школьные реформы в России. (конец XIX – начало XXI веков). Саратов. 2005. С. 33.


Tags: Российская Империя, дети, история, образование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments