РУСЬское артельное государство (igor_mikhaylin) wrote,
РУСЬское артельное государство
igor_mikhaylin

Школьная бюрократия – атака на Разум

http://community.livejournal.com/obrazovanie_ru/100083.html
...
На сайте всероссийского Интернет-педсовета стартовал проект «Бумажкам.Нет!» http://bumazhki.pedsovet.org/. Каждый педагог может внести лепту в создание реестра «бесполезных бумажек». Для этого необходимо заполнить анкету и отправить соответствующий документ в банк канцелярской глупости и бессмыслицы, с которой постоянно сталкиваются школьные учителя.

Реестр бессмыслицы и бреда

Банк документов появился недавно, так что говорить о каких-то конкретных результатах и выводах пока рано. Однако около 800 учителей, недовольных сложившейся ситуацией, откликнулись на призыв рассказать о том, какую бессмысленную работу они выполняют. И предварительно стало ясно, что учитель тратит на заполнение всех бумаг около 8 часов в неделю. То есть целый рабочий день.

«Обидно, что на заполнение бумаг, которые в течение года несколько раз переписываются, дополняются и исправляются, мы тратим столько времени, что не успеваем уделить внимание ученикам, – поделилась с Infox.ru учительница истории из Белгорода с 32-летним стажем работы. – За время моего трудового стажа количество детей в городе уменьшилось. Количество вышестоящих чиновников, напротив, увеличилось в десятки раз. И перед каждым необходимо отчитаться в письменном виде о планах, результатах, оплошностях и достижениях.
...
В том, что такой (http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,20446/Itemid,118/) документ не только бесполезен, но и унижает достоинство учителя, уверен и директор московского Центра образования «Царицыно» № 548 Ефим Рачевский: «Составить договор об использовании ноутбука можно. Но в большей части он должен дублировать акт о материальной ответственности с учётом лишь того, что этим техническим средством преподаватель может пользоваться и вне школы. Это нужно для того, чтобы его не обвинили в воровстве. Документ же, попавший в реестр бесполезных бумажек, – это полнейший бред. С таким же успехом можно было написать, что (учителю. – Infox.ru) запрещается играть в карты и заходить на сайты знакомств», – говорит Ефим Рачевский.

На этом чиновничьи издёвки не заканчиваются. Учитель должен прогнозировать и анализировать творческие и интеллектуальные успехи каждого ученика. А если в классе есть «особые дети» – одарённые или из «группы риска», то на каждого из них должно вестись отдельное «дело». Что планировали, что сделали, почему не выполнили запланированное и так далее – эти и другие графы преподаватель заполняет в личных карточках учащихся. Среди особо выдающихся вопросов: «как изменился уровень патриотичности учащихся?» или «оцените степень толерантности».

«В таких случаях легче отдаться, чем сопротивляться. Нам приходилось даже отчитываться в том, сколько кленовых листьев собрали ученики во время какого-то субботника», – говорит Ефим Рачевский.

Как правильно составлять портфолио

Прекрасная идея создать портфолио ученика сильно мутировала. В обыденном понимании это должна была быть «папочка», в которой подшиты все грамоты, дипломы и благодарности. На деле всё вышло иначе. Полноценный эмбрион проекта ученических достижений появился на свет в виде гипертрофированной таблицы на 17 листов и руководства по её заполнению на 10 000 знаков. Как аннотация, так и таблица написаны канцелярским, неживым и непонятным языком. Учителя, заполняя подобные «документы», начинают писать и говорить в таком же стиле, после чего их перестают понимать и ученики, и их родители.
...
Бюрократическая круговерть имитирует работу, создаёт иллюзию эффективности. Причём, как отмечают учителя, с появлением национальных проектов и реформ количество ненужных отчётов только увеличилось. Обилие учебников, реформы и новые ФГОСы только добавляют волокиты. По всем нововведениям приходится отчитываться, а они порой этого вовсе не стоят.

Так, некоторые преподаватели устраивают неформальные конкурсы между школьными учебниками. Первым выбывает тот, в котором обнаруживается 100 (!) ошибок. А ведь по этим книгам детям приходится учиться, а учителям учить и отчитываться.

«Всё берётся от никому не нужных реформ. Точнее сказать, «нужных» только реформаторам, потому что так они зарабатывают на хлеб», – говорит один из участников дискуссии, учитель математики и информатики из Новосибирска. «Мы готовим пищу для чиновников, – поддерживает его учитель истории из Белгородской области. – Ведь они всем этим и живут. Работать по нашим документам невероятно удобно, потому что уважающий себя учитель подходит ко всему с большой ответственностью. Потратив целый месяц летних каникул на составление планов, я, как никогда, почувствовала себя ненужной: в нашей области из-за какой-то ошибки прекратились начисления за классное руководство».

Ефим Рачевский уверен, что профессионализм учителя проявляется не в отчётах. И больше пользы преподаватель принесёт, если станет учить, а не заниматься канцелярской волокитой: «Не мешайте работать школе. В современных условиях школьные учителя настолько мотивированы на хорошую работу, что эти бумаги мало что дают».

Infox.ru, 11 мая 2010 г.
Источник - http://genocid.net/news_content.php?id=311
Tags: образование, реформы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments