РУСЬское артельное государство (igor_mikhaylin) wrote,
РУСЬское артельное государство
igor_mikhaylin

Categories:

ЦАГИ и ЛИИ перед войной (недостатки авторитаризма)

Статья в "жуковской газете", где мы видим типичные недостатки авторитарного правления: некомпетентность лидера, козни фаворитов, неумение лидера разбираться и ценить людей. (для чтения увеличивайте масштаб.)


РЕПРЕССИИ И ЗАСТОЙ
Поступая на работу, я и не подозревал, что в 1937 году ЦАГИ находился в очень трудном положении.
18 мая 1935 года нелепо, не-оправданно, погиб погиб самолет «Максим Горький» (АНТ-20), выдающийся по тем временам, самый крупный в мире, тяжелый самолет, рассчитанный на 80 пассажиров и 8 членов экипажа. Погиб в полете, при полной загрузке пассажирами и экипажем.
В полете в крыло его ударил самолет-истребитель, совершавший «мертвую петлю» вокруг крыла. Был праздничный день, в самолете «катали» сотрудников ЦАГИ и Опытного эавода ЦАГИ. В самолете погибли многие из его строителей.
Начался раэгром ЦАГИ. Подняли голову «критики» направления развития института, осуществлявшегося по идеям А.Н. Туполева. Было опоро¬чено, на много лет заморожено важнейшее направление развития оте-чествуемой гражданской и военной авиации. Поднялась мутная волна подозрения, клеветы, доносов. Начались аресты среди руководителей института, Опытного завода ЦАГИ: арестовали А.Н. Туполева, директора, почти всех руководителей конструкторских бюро, В.М. Петлякова, В.М. Мясищева, почти всех начальников отделов, многих ведущих на¬учных сотрудников. Некоторых расстреляли, других выслали на Колыму, кто-то после отсидки в тюрьме попал в специальное КБ, размещенное неподалеку от ЦАГИ, в нем работал и арестованный А.Н. Туполев.
Первоклассный научно-исследо-вательский институт с отлично оснащенными лабораториями, с прекрасной библиотекой, аэродинамической трубой, с мощным Опытным заводом, большими макетными мастерскими, с большой летной станцией, ученым советом, председателем которого был академик С.А. Чаплыгин, забуксовал. Осталось некоторое количество научных сотрудников и профессоров,но они были напуганы,неактивны, отмалчивались,ждали своей очереди на арест.
Научная молодежь (а молодежью в те времена были Христианович, Келдыш, Седов, Гроссман, Серебрийский) и все, кто следовали за ними, оставались, а руководителей не было.
Меня приняли в отдел самолетного оборудования. Начальником был Г. Ратнов, милый, хороший, ни-кого не обижающий человек. Двух начальников до него арестовали, он боялся последовать за ними, бо-ялся что-либо новое предложить, решать. Все шло само собой, по течению. И так было во всех отделах, во всем институте.
Самолетов мы не строили. Их если и строили, то на Опытном заводе. При необходимости мы могли проводить эксперименты на летной станции, но для этого нужно было подавать заявку. Должны были заниматься исследованиями по совершенствованию оборудования са-молетов. Тематику работы должны были определять начальник отдела или начальник лаборатории, но им было не до меня, да и вообще ни до чего, ни до кого-нибудь. Они лучше нас понимали состояние ЦАГИ. Дело для себя должны были находить мы сами, а начальники только согла¬шались с нашими предложениями.
Позже понял: на фоне общего за¬стоя в ЦАГИ даже очень маленькие работы отделов были нужны начальст¬ву, они производили хоть какое-то впечатление живой работы. Помогало отличное оборудование ЦАГИ, ко¬торое мы получали из-за границы по заказам наших бывших, теперь арес¬тованных, объявленных врагами народа, руководителей.
...
стАРт лии
В начале апреля 1940 года из ЦАГИ выделили Летно-Исследовательский институт, который разместили в поселке Стаханово. На новый аэродром ЛИИ стали переводить с Ходынки летную станцию ЦАГИ. Аэродром этот проектировался А.Н. Туполевым как аэродром нового ЦАГИ. Там был построен большой ангар с прекрасными бытовками в несколько этажей. В стороне, примерно в километре, была построена так называемая высотная лаборатория. В ней и разместили наш отдел. Все было задумано широко, но не было достроено, помешали аресты руководителей и последующие события.
ЛИИ сразу же изменил направление наших работ. Начальником его был назначен известны й летчик-испытатель М.М. Громов. Основная работа Л ИИ заключалась в испытаниях новых самолетов, отработке методик и аппаратуры летных испытаний, летных исследованиях, связанных с отдельными проблема¬ми совершенствования самолетно¬го оборудования.
...
Tags: Жуковский, СССР, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments